Театральная вертикаль
     Вход
Навигация по сайту
· Главная страница
·
Рецензии
· Интервью
· Театральная лавка
· Этюды об актерах
· Проблема
· Архив публикаций
· Ссылки
 
«СВОЯ КОЛЕЯ»

 

Это словосочетание, принадлежащее Владимиру Высоцкому,  в связи с Татарским вспоминается не случайно. И вовсе не потому только, что Высоцкий — один из наиболее почитаемых Виктором Витальевичем поэтов. Просто при необходимости определения самой сути жизненного пути этого всесторонне одаренного человека — артиста, режиссера, чтеца, радиоведущего, журналиста, точнее выражения, кажется, было бы не найти.

Так как его биография действительно не типична для воспитанника театрального учебного заведения образца конца шестидесятых годов прошлого века, каким, собственно, он и является. Известно же, что тогда молодой актер, едва получив диплом, непременно хотел устроиться в репертуарный театр, но, достигнув своей цели, потом в течение долгих сезонов, увы, выходил преимущественно в массовках, и, ожидая больших ролей, сетовал на вечную зависимость своей профессии. А Татарский это правило нарушил. Коренной ленинградец, по материнской линии — праправнук Николая Чернышевского, родившийся ровно семьдесят пять лет назад, 17 ноября 1939-го и, стало быть, проведший в родном городе все девятьсот дней блокады, а в Москву вместе с родителями-учеными переехавший в 1946-ом, в театре Виктор Витальевич прослужил всего год (это был вспомогательный состав Астраханской драмы). И, будучи выпускником руководимого Игорем Владимировичем Ильинским и Михаилом Ивановичем Царевым курса мастеров художественного слова в Училище имени М. С. Щепкина, занялся литературным театром, позволяющим надеяться исключительно на самого себя и лично выбирать материал для сценического воплощения.

В результате в творческом активе Виктора Татарского появился целый ряд подготовленных, поставленных и исполненных им композиций по произведениям классических и современных писателей. В том числе: и полузапрещенного в советскую эпоху Михаила Булгакова. Виктор Татарский, кстати, первым среди своих коллег-чтецов начал читать с концертной эстрады повесть «Собачье сердце» и отрывки из романа «Мастер и Маргарита». Причем, выходя к зрителям с таким, мягко говоря, неоднозначным, сложным для восприятия материалом,  Виктор Витальевич стремился средствами чтецкого искусства, исходя из изначально заложенной в этих текстах театральности, представить публике маленькие спектакли, учитывая при этом и чрезвычайно значимые для автора социальные акценты его прозы.

Все это не могло не прийтись по душе москвичам, а также жителям северной столицы и российской глубинки, в которых не раз довелось гастролировать Татарскому. Однако не будет преувеличением сказать, что подлинное признание и любовь принесла Виктору Витальевичу работа на радио. И в частности — «Встреча с песней».

И хотя официально «народным артистом России» Татарский стал лишь в 2012-ом, поклонники «Встречи…», это звание негласно, наверняка, присвоили ему уже давно. Особенно, если учесть, что передача выходит с 31 января 1967-го, без перерывов на выходные и отпуска и естественно без повторов.

Но основной отличительной чертой «Встречи…», которую Татарский (между прочим, придумавший и название, и концепцию передачи, и ее позывные, для чего использовал вступительные аккорды «Одинокой гармони» Бориса Мокроусова) совершенно справедливо считает своим главным достижением, состоит не в этом. Ведь приоритет здесь отдается отнюдь не музыкальным раритетам, а рассказанным в письмах историям, в сочетании с которыми и мало звучащие в эфире записи, и даже хорошо знакомые мелодии воспринимаются иначе, чем в традиционных программах «по заявкам». Более объемно, что ли. Вероятно, поэтому каждый выпуск «Встречи…» (а их число уже превысило тысячу, и этот факт, без сомнения, достоин Книги рекордов Гиннеса!) напоминает некую «главу» своеобразной «летописи времени», где любая человеческая судьба ценна и заслуживает внимания.

От этого — доверительная, совсем не актерская манера общения Виктора Татарского со слушателями, проблемы которых он, судя по неизменно уважительной, заинтересованной интонации его выразительного, при случае легко узнаваемого голоса, в самом деле, принимает близко к сердцу. И — старается по возможности непременно дать им надежду на лучшее будущее или, по крайней мере, пусть и ненадолго, но все же вывести из психологического тупика. В сегодняшнем, буквально пропитанном равнодушием мире подобная искренняя расположенность к людям — большая редкость.

 

Майя Фолкинштейн.

 «Страстной бульвар, 10» № 2 за 2014 год.

 
Погода


 
 
Copyright © Майя Фолкинштейн
Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Открытие страницы: 0.02 секунды

:: fisubice phpbb2 style by Daz :: PHP-Nuke theme by www.nukemods.com ::