Театральная вертикаль
     Вход
Навигация по сайту
· Главная страница
·
Рецензии
· Интервью
· Театральная лавка
· Этюды об актерах
· Проблема
· Архив публикаций
· Ссылки
 
ОЛЕГ БОРИСОВ. КРУПНЫЙ ПЛАН

Выставка приурочена к 85-летию со дня рождения артиста. Однако думается, что поводом к ее открытию явилась не одна лишь настоящая, выпавшая на 8 ноября 2014-го «круглая дата». Ведь Олег Борисов, как и центральные «персонажи» предыдущих «именных», посвященных мастерам русской психологической школы выставочных мероприятий – Олег Даль, Наталья Гундарева, Олег Янковский, тоже отличался рыцарским отношением к своей профессии, разделяя позицию Михаила Семеновича Щепкина, который призывал своих коллег неизменно «священнодействовать». Или — «убираться вон».


Вероятно, именно подобный максимализм Борисова и спровоцировал довольно устойчивое в культурной среде мнение о его, мягко говоря, «проблемном» характере.


Но вышедшая в 1999-ом книга «Без знаков препинания», куда вошли дневниковые записи Олега Борисова, все расставила по своим местам, объяснив причину такой бескомпромиссности Олега Ивановича, которая крылась не в каких-то отрицательных качествах натуры артиста. А том, что тяжелая болезнь не позволяла ему ни размениваться по мелочам, ни расслабляться и заставляла спешить. Поэтому, будучи чрезвычайно требовательным к себе, Олег Борисов и другим участникам творческого процесса не прощал никакой халтуры.


К тому же по мере знакомства с этим изданием и почитатели Борисова-артиста, и те, кто до какого-то момента не причислял себя к данной категории (надо полагать, категории немногочисленной, все-таки Олега Борисова вряд ли можно было назвать любимцем публики — уж больно часто посредством своих ролей он заглядывал в самые темные уголки человеческой души), убеждались в том, что Олег Иванович помимо актерского обладал еще и личностным даром. Способностью искренне восхищаться чужими достижениями и сочувствовать бедам людей и животных (и тут сразу вспоминается пронзительная история спасения им с живодерни двух собак, которые были заняты в спектакле БДТ «Три мешка сорной пшеницы» по В. Тендрякову). Умением при случае признавать свою неправоту и стойко принимать удары судьбы, осознавая неизбежность скорого жизненного финала.


Плакаты, на которых написаны фрагменты из «Дневников» (их Борисову посоветовал вести писатель Виктор Некрасов, и этому «наказу Платоныча» он следовал на протяжении двадцати лет, с 1974 по 1994) «сопровождают» все экспонаты выставки (куратор – Галина Бескина). И это очень верный ход. Так как создается впечатление, что сам Олег Иванович тихо, вполголоса «комментирует» страницы своей биографии, связанной с тремя городами – Москвой, Киевом и Ленинградом. С театрами – Киевским русским имени Леси Украинки, питерскими БДТ имени М. Горького и Малым драматическим, МХАТом и ЦАТСА, наконец, с собственной Независимой антрепризой.


Фотографии из архивов этих коллективов и личного архива супруги Олега Ивановича Борисова – Аллы Романовны, составили основу достаточно объемной, расположившейся в нескольких залах Дома-Музея М. С. Щепкина выставочной композиции. Фотографии колоритные, яркие, помогающие нам проследить профессиональную эволюцию Борисова, который начинал свой актерский путь с романтических и комедийных ролей, постепенно став едва ли не самым крупным отечественным трагиком конца шестидесятых – начала девяностых годов двадцатого века, чей исполнительский «почерк» был «настолько правдив», что его стоило «фиксировать одним бесконечным крупным планом камеры».


Это наблюдение принадлежало Михаилу Козакову. И связано оно с ролью Ростовщика, которого Олегом Борисов сыграл в спектакле БДТ, а затем МХАТа «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому. Но, кажется, эти слова имеет смысл адресовать всем артистическим созданиям Олега Ивановича – приверженца мхатовского направления в актерском искусстве и по факту окончания соответствующего учебного заведения, и по сути, старавшегося в любой роли, прежде всего, не врать, не фальшивить.


Видимо, от этого снимки, запечатлевшие Борисова в ролях Григория Мелехова в «Тихом Доне» по М. Шолохову и Принца Гарри в шекспировском «Генрихе IV» (БДТ), Астрова в чеховском «Дяде Ване» (МХАТ) и Павла Первого в одноименной сценической версии пьесы Д. Мережковского (ЦАТСА), других классических и современных образах получились такими живыми. Смотришь на них, и мысленно словно переносишься в зрительный зал на спектакли с участием Олега Борисова. Такой эффект редко возникает на выставках исторического плана, за что мы должны быть благодарны и самому Олегу Ивановичу, обладавшему столь мощной внутренней энергетикой, и сотрудникам музея, предоставившим нам возможность во время осмотра экспозиции испытать это волнующее, почти мистическое ощущение.
Обидно только, что позитивное впечатление от увиденного несколько портят ошибки, допущенные в подписях к некоторым фотографиям. К примеру, автором инсценировок «Тихого Дона» и «Идиота» не единожды назван некто А. Шварц, а не многолетний завлит БДТ Дина Морисовна Шварц, польский режиссер Эрвин Аксер стал Аскером, а Наталья Акимова, игравшая с Борисовым в «Кроткой» - С. Акимовой. Имена же партнеров артиста по «Павлу Первому» - Бориса Плотникова (Александр), Геннадия Крынкина (Пален) и Ольги Васильевой (Анна Гагарина) вовсе не указаны.


Понятно, что от промахов никто не застрахован. Но, когда дело касается Олега Ивановича Борисова, хотелось бы, чтобы была проявлена такая же добросовестность, с какой этот большой артист подходил к каждой своей работе.

 

Майя Фолкинштейн.
«Страстной бульвар, 10» № 4 за 2014 год.

 
Погода


 
 
Copyright © Майя Фолкинштейн
Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Открытие страницы: 0.01 секунды

:: fisubice phpbb2 style by Daz :: PHP-Nuke theme by www.nukemods.com ::